![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Художественно-постановочная часть
![]() В театре их называют «пошивка», «столярка». «поделка»…
Иногда для наших постоянных и любимых зрителей мы устраиваем экскурсии в закулисную часть. И тогда они имеют возможность не только увидеть, как работают наши мастерицы из костюмерного цеха, но и заглянуть в их кладовые, где собраны одеяния всех времен и народов из спектаклей которые шли в нашем театре за многие годы. А в реквизиторском цехе восхитится произведениями наших бутафоров. В сценическом кармане стоит мебель, частично отреставрированная, частично изготовленная столярами из поделочного цеха. А уж как интересно забраться в радиоцех – он находится за зрителями последнего ряда балкона, полюбоваться на современную аппаратуру, а если повезет, то послушать музыку к новому спектаклю и оценить вид сцены из этого поднебесья. Народный артист России Дмитрий Киржеманов любит сидеть в зале и смотреть, как монтировщики устанавливают или разбирают декорации. «Это такая организованность, слаженность, точность в каждом жесте. Опускаются и поднимаются штанкеты, софиты, но все в определенном заданном ритме. На это зрелище можно билеты продавать!».
Но прежде скажем еще об одних представителях творческого цеха, не видимых зрителям. С 1963 года работает в томской драме заслуженный работник культуры России Леонид Алексеевич Лаптев, с 1973 – Татьяна Борисовна Лиленко. Они начинали актерами, но в силу разных обстоятельств сменили эту профессию на очень ответственную специальность – помощника режиссера. Присутствие этих людей за пультом, с которого организуется работа всех служб, работающих на спектакль – гарантия его четкого проведения.
Мартьянова не только художник-исполнитель. Только в томской драме она оформила десять спектаклей, как постановщик, еще к четырем была автором костюмов. Ряд спектаклей были выпущены ею на сцене народного театра Дома ученых. Из последних ее постановок наиболее памятны “Двенадцать месяцев” С.Маршака, “Семейный портрет с посторонним” и «Семейный портрет с дензнаками» С.Лобозерова.
Ольга Николаевна частый участник выставок - на одной из последних в Художественном музее были представлены ее эскизы костюмов к трагедии В.Шекспира “Ричард III”. Анатолий Сергеевич Захватаев пришел в томскую драму в 1954 году рабочим сцены. И сразу проявил ответственность при выполнении любых работ, точность, аккуратность. Кроме того, молодой человек был корнями связан с искусством. Дед его владел гармонной мастерской, а отец служил в полковом оркестре. Поэтому Захватаев пополнил ту категорию театральных работников, которых не видит зритель, но для которых существуют давнее определение «театральные люди». Вскоре он привел в театр жену, и Нина Николаевна более сорока лет проработала в реквизиторском цехе, монтировщиком сцены стал и сын Андрей. Дочь Елена в детстве и отрочестве часто принимала участие в спектаклях театра. В 1982 году Захватаев был назначен главным машинистом сцены. В1992 – заведующим машинно-декорационным цехом. За эти годы Анатолий Сергеевич стал не просто уникальным специалистом, но практически все нынешние машинисты сцены его ученики. Монтировщик Николай Иванович Казанцев в театре около сорока лет, последние двадцать с ним рядом сын Евгений. Сергей Дурыманов пришел в театр подработать, пока учился в «политехе», да так и остался, сегодня он руководит монтировочным цехом. Один из самых волшебных театральных цехов – бутафорский. Вазы и шляпки, цветы и шпаги, люстры и жареные поросята – невозможно перечислить все, что производится здесь, причем зачастую из самых странных исходных материалов. Серебряная цепочка часов, пересекающая живот солидного купца – половинка сломанной застежки молнии, роскошный багет, обрамляющий картину – эффектными кренделями выложенные марлевые бинты. А аппетитные пирожки и булочки – обмазанная мукой, разведенной на воде, форма, запеченная в духовке…
Десять лет как ушел из жизни актер Вячеслав Долгих. Но его фамилия не сходит со страниц театральных программок. Потому что в цехах продолжают трудиться его жена – Лариса Васильевна, она гример-пастижер, рядом с ней дочь Анастасия, сын Андрей – художник по свету, а недавно в электроцех пришел и внук Данила.
Работа костюмерного цеха не раз отмечалась приезжими художниками-постановщиками, театральными критиками, о ней писали местные газеты. Костюмерный цех один из любимых объектов местных каналов телевидения. Приходили специалисты из обычных ателье, некоторые вскоре покидали театральные стены. Но были и такие, кто, вкусив «театральной отравы», начинали чувствовать азарт, от необходимости находить решения для создания всевозможных фижм, турнюров и других экзотических деталей костюмов прошлых веков, понимали, как сложно и интересно самим создавать лекала костюма, который видели только на картинах и в кино. В театральных цехах учатся друг от друга. И пока сохраняется эта цепочка, эта наследственность будет жива и эта уникальная отрасль и уникальные мастера, которых не видит зритель. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
634050, г. Томск, пл. Ленина, 4. Тел.: 906-837, 906-845 e-mail: drama@dramatomsk.ru |
![]() |
![]() |
![]() |